Соитиро Хонда
Соитиро Хонда - создатель Honda Motor - самой крупной из образованных после второй мировой войны компаний в Японии.
Сила Хонды была в технической элегантности, красивом дизайне и рыночной интуиции. Он ничего не знал о маркетинге, финансах и дистрибьюторстве; дитя аграрной Японии, Хонда не имел представления о большом бизнесе и международной торговле. Он достиг успеха вопреки оппозиции "дзайбацу" ("денежный клан" - японские конгломераты), которые считали его аутсайдером и бунтарем.
Соитиро Хонда родился 17 ноября 1906 года в очень бедной семье, жившей в японской аграрной провинции Хамаматсу. Он был сыном кузнеца, зарабатывавшего на жизнь починкой велосипедов. В 1922 году Хонда отправился в Токио, где устроился на работу в авторемонтную мастерскую. Через шесть лет он скопил достаточно для того, чтобы открыть собственную мастерскую в родном городе (1928 год). В этом же году ему пришла идея заменить деревянные спицы автомобильного колеса на металлические, что он успешно и запатентовал.
В 1938 году Хонда стал заниматься производством поршневых колец для компании Toyota. Дела шли неплохо, однако во время войны его фабрика сильно пострадала при бомбардировке, а землетрясение 1945 года полностью разрушило ее. Соитиро был расстроен, распродал все и пошел работать на полставки.
Мотоциклы
Как-то в 1946 году Хонде пришло в голову приделать к своему велосипеду керосиновый мотор. Результат оказался неплохим и он стал собирать такие мотоциклы по просьбам друзей. Выполнив несколько таких заказов, Хонда решил, что рынок подобной машины может быть гораздо больше. В 1948 году он основал "Honda Motor Company " с целью разработки и производства мотоциклов.
Свой первый мотоцикл Хонда оснастил собственным мотором Dream (мечта). Этот мотоцикл - Honda Dream - был запущен в производство в 1951 году, и благодаря удачной конструкции, малой цене и высокой надежности быстро завоевал популярность. Соитиро упорно работал, и в течении 7 лет Honda стала крупнейшим производителем мотоциклов в Японии, успешно обойдя 250 конкурентов, 50 из которых были японскими. Этот путь небыл простым. Хонде приходилось преодолевать множество препятствий, в том числе решать многочисленные конфликты внутри компании. Следующим ключевым годом для Хонды стал 1962 - благодаря рекламной кампании "Лучшие люди ездят на мотоцикле Honda", он произвел настоящую революцию в промышленности. Эта рекламная кампания, стоившая 5 млн. долларов, стала хитом 1962 года и успешно выполнила свою задачу, изменив имидж мотоцикла от атрибута людей в "черных кожаных куртках", культивированного "Харлей", до "веселого семейного средства передвижения для среднего класса". С этого момента имидж байкера в черной кожаной куртке ушел в прошлое, а рынок мотоциклов расширился в несколько раз.
Благодаря таким смелым шагам Хонда добился устойчивого успеха и изменил эту промышленность, которая одно время находилась в застое. К 1963 году Honda стала доминирующей силой в бизнесе мотоциклов практически в каждой стране мира, повергнув даже знаменитый "Харлей-Дэвидсон".
Автомобили
Выйдя в лидеры индустрии мотоциклов, энергичный Хонда решил покорить и автомобильный бизнес. Однако тут он столкнулся с очень серьезным противодействием со стороны японского министерства промышленности и международной торговли, которое пыталось заставить Хонду держаться подальше от автомобильного рынка. "Японии не нужен еще один производитель автомобилей" - аналогичная позиция была и у дзайбацу (с японского "денежный клан") - крупных конгломератов, в которые входили десятки и сотни компаний, контролируемые как правило одной семьёй. Хонде дали понять, что если он займется выпуском автомобилей, его грубо выбросят с этого рынка. Однако он, в своем обычном стиле проигнорировал их, как в свое время и рыночных экспертов, предсказывавших ему полный крах.
Первой целью, которая подверглась атаке "Хонды", были стандарты чистоты выхлопных газов, установленные американским правительством. Никто из гигантов промышленности не мог или не считал нужным справиться с этой проблемой. Соитиро поставил эту задачу во главу угла, сказав об этом: "Когда принимается закон о снижении вредных выбросов, у нас над этим работают 50 инженеров, в GM - 50 юристов". Вскоре решение было найдено, им оказался каталитический конвертор. Хонда обошел всех гигантов отрасли, представив первый двигатель с низким уровнем загрязнения - "ССВС".
Во-вторых он ориентировался исключительно на городских жителей, использующих машину чтобы добраться на работу и обратно, ценящих не столько мощность, сколько экономичность двигателя. Применив технологию "проектирования с нуля" он построил завод, ориентированный на выпуск единственной модели - Civic.
Civic 1972 года
В 1974 году в мире разразился нефтяной кризис, связанный с резким ростом цен на нефть. Все японские производители сократили объем производства продукции и подняли цены. Хонда сделал немыслимое, отрицая экономическую модель Галбрайтиана, утверждавшую, что производство должно снижаться. Вместо этого он удвоил производство, снизив при этом цены. Хонда, который даже не имел понятий о ценовой эластичности, оказался прав. Объем продаж компаний Nissan и Toyota упал на 40 процентов; объем продаж Honda вырос на 76 процентов и продолжал стремительно расти. Хонда показал дзайбацу, что они ошибались, когда считали что могут закрыть для него доступ к рынку автомобилей. К 1987 Honda стала самой быстрорастущей компанией в мире.
После этого Хонда начал постепенно расширять модельный ряд и целевую аудиторию своих автомобилей. Выпустив модель "Аккорд", которая в 80-х стала самой продаваемой машиной в Америке, Хонда окончательно укрепился на позиции одной из мощнейших сил мирового автомобильного бизнеса.
Стиль управления
Соитиро Хонда придерживался оригинального стиля управления, при котором у подчиненных не было четко очерченных границ ответственности. Он был против иерархической формы управления, говоря, что, "в целом, люди работают напряженнее и более инновационно, если их не принуждают". Такая позиция казалась безумной, особенно американским руководителям, но успехи компании, в том числе и на международных рынках, доказали состоятельность взглядов Хонды. В современной Японии, подобные стили руководства становятся нормой для большинства компаний.
Среди служащих, эта личность была известна как "Мр. Гром", за его эмоциональные взрывы в ответ на глупость в управленческих решениях. Они любили Хонду, но побаивались его гнева.
Хонда обладал духом свободы и сражался против традиций на протяжении всей карьеры. Он отказывал в приеме на работу специалистам, получившим формальное образование в течение многих лет в самых престижных университетах. Хонда сопротивлялся любой попытке контролировать его или его фирму через традиционную кастовую систему. Он противился влиянию мировых традиций на "Хонда Моторс", в которой царили свои принципы. Он считал, что академическое образование наделяет специалистов недоверием к интуиции и к использованию новых методов решения проблем. И конечно, он совершал ошибки. В своей речи в Техническом Университете Мичигана он сказал следующее:
"Оглядываясь на свою работу, я чувствую, что делал не что иное, как ошибки, серии промахов и очень серьезные упущения. Но я горжусь и достижениями. Хотя я и делал одну ошибку за другой, мои ошибки и неудачи никогда не возникали по одним и тем же поводам".
Признание
Созданная Соитиро Хонда компания, сегодня занимает первое место в мире по производству мотоциклов и входит в первую десятку мировых производителей автомобилей. При этом она остаётся одной из немногих независимых автомобильных компаний, отказавшихся от идеи объединения в концерны. Хонда стал первым японским руководителем, отмеченным в зале славы американской автомобильной промышленности и за свою жизнь получил множество престижных премий, как руководитель и изобретатель.
Это признание и успех - заслуга вышедшего из бедной среды небольшого японского городка человека с желанием действовать и достигать результатов. В Японии, стране, где общественная лояльность ставится во главу угла, Хонда был настоящим нонконформистом. Его прозвище, "Мр. Гром", вроде бы так не соответствовало небольшому росту и непостижимому поведению типичного японского руководителя. Он является примером упорства, скромности и способности воспринимать ошибки как ценнейший актив. Из речи Соитиро Хонды в Мичигане в 1974 году:
"Многие люди мечтают об успехе. Я считаю, что успех может быть достигнут только через повторяющиеся неудачи и самоанализ. Фактически успех - это только 1 процент вашей работы, а остальные 99 процентов - это неудачи."